Российские авиакомпании, эксплуатирующие отечественные самолеты Sukhoi Superjet 100, не могут ремонтировать и поддерживать в исправном состоянии российско-французские двигатели SaM146. В скором времени это может привести к «остановке парка» Superjet, говорится в письме, отправленном гендиректором авиакомпании «ИрАэро» Юрием Лапиным губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву.
О проблемах с обслуживанием моторов авиалайнера после введения санкций Евросоюза, запрещающих сотрудничество иностранных производителей с российскими авиакомпаниями, сообщили менеджеры еще трех перевозчиков, летающих на Superjet.
Российские авиакомпании с июня 2011 года используют ближнемагистральные самолеты Superjet, которые в максимальной компоновке перевозят 103 пассажира. По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2019 году, до пандемии коронавируса, такие самолеты перевезли 5,7 млн человек, или 4,4% от общего пассажиропотока всех авиакомпаний России.
Сейчас у перевозчиков в эксплуатации около 150 Superjet, говорил в конце марта 2022 года министр транспорта Виталий Савельев. По данным Росавиации, на них летают 11 российских компаний: «Россия» (крупнейший оператор, в парке 68 таких машин) и ее материнская компания «Аэрофлот», «Азимут», «Газпром авиа», «ИрАэро», Red Wings, авиапредприятие «Северсталь», «Якутия», «Ямал», специальный летный отряд «Россия» (перевозит высших должностных лиц страны) и МЧС.
По словам Савельева, в 2022 году именно на Superjet должна лечь основная нагрузка по выполнению международных рейсов. После введения западных санкций зарубежные лизинговые компании стали требовать от российских перевозчиков вернуть им самолеты Airbus и Boeing, которые до последнего времени выполняли основные перевозки в России и за ее пределами. Теперь при полетах за рубеж есть риск ареста иностранных самолетов по требованию лизингодателей. По состоянию на 22 марта перевозчики (среди которых «Победа», S7 и Nordwind) лишились таким образом 78 машин (около 10% от всех иностранных самолетов в России), говорил глава Минтранса.
Источник, близкий к Объединенной двигателестроительной корпорации, которой предлагается передать все полномочия по ремонту моторов и отгрузке запчастей, рассказал, что SSJ, скорее всего, прекратит полеты не из-за проблем с техподдержкой моторов, а «по причине отсутствия таких прозаичных вещей, как колеса и тормоза, различные датчики и клапаны». Если не решить задачу по локализации производства и ремонту комплектующих, то до конца 2022 года «к земле будет прикована» половина парка Superjet, прогнозирует он.
В начале марта глава Минпромторга Денис Мантуров заявил об ускорении работ по созданию полностью локализованной версии Superjet, планируется производить до 40 таких самолетов в год. Однако для этого необходимо оснастить SSJ мотором ПД-8 и найти замену еще 27 импортным системам самолета.
Первый полет Superjet с российскими моторами намечен на первый квартал 2023 года, но к тому моменту значительная доля парка SSJ уже может быть выведена из строя.